Любовь, Усталость и Невербальная Коммуникация

Любовь, Усталость и Невербальная Коммуникация

— Ай, какая ты красивая, ну разве можно так себя вести? Хватит плакать. Вот все дети гуляют в парке и смеются, а ты весь день плачешь. Будешь сидеть с бабушкой дома, зачем ты мне такая.

Я сижу на скамейке на жд платформе Кунцево — жду электричку, которая умчит меня на запад от Москвы. Я хочу в туалет, неожиданно скоро, и думаю о чем это для меня. О потребностях моей маленькой внутренней девочки, благодаря чему я ее так ясно слышу?..
Слева приходит женщина и садится справа от меня, разговаривая с дочкой. Та — в нескольких шагах, под надземной лестницей, остается плакать. Хныча, девочка подходит к маме, и ложится грудью ей на колени. Мама собирает руки на груди, чтобы не касаться дочки.

— Вот почему я так с тобой не разговариваю? Почему ты плачешь? Вот я тоже буду плакать, раз ты так.

Девочка продолжает приникать к маме, вся в слезах, хныкая. Вот бы тебя обняла мама, да? Взяла на руки да обняла, да и просто бы помолчала…
Но кажется, маме самой нужно чтобы ее обняли, и она поплакала, сдалась…

Я не слышу в словах мамы агрессии и злости, только усталость, да попытку вернуть мир в спокойное состояние.
Я не слышу в хныканье девочки сильного страдания, отчаянья. Она хнычет, и это слышится мне как знакомый способ взаимодействия, как то, что она может сейчас поддерживать.. ей не переключиться, как не переключиться ее маме…

Как знакомо мне это состояние мамы. В усталости, зашоренности, в замкнутости на одной линии движения. “Прекратите это, уже хватит”.
Как знакомо мне это состояние девочки. которой надо похныкать, поныть, и на ручки. И для которой мамино настроение — способ быть на какой-либо волне, застревать где-то или переключаться…
Знакомо ли это вам?

Я сижу рядом, смотрю на них, маму и дочку, слитых в одном замкнутом процессе, любящих друг друга. И мне сложно, я не знаю что мне сделать, как помочь… я так боюсь сказать что-то, приблизиться. Я выдыхаю и вдыхаю, расслабляюсь, и осмеливаюсь достать из сумки спящего пингвина. Кладу себе на колени, поглаживаю. Его лицо обращено к девочке.
Она — Жасмин — моментально отпускает хныканье, смотрит на пингвина, на меня и улыбается. “Мама, он пит!
Мама еще продолжает свою песню, но вот в нее добавляются новые ноты, звуки, слова. “Даа, он спит.. не трогай грязными руками” (достает влажные салфетки и вытирает девочке пальчики, тщательно, мягко, с любовью).
Смотрят на меня, на пингвина, улыбаются. Девочка берет пингвина за лапки, и он громко всхрапывает (через мои нос и рот).
Смеются.
Подходит поезд. “Скажи пингвину пока, и пообещай так больше себя не вести
Девочка машет пингвину, пингвин машет ей.
“Большое вам спасибо!” — говорит мне улыбающаяся женщина.
Я улыбаюсь и тоже машу им рукой.
Мы садимся в одну электричку, в разные вагоны. Они — в середину поезда, мы с пингвином — в хвост. Всего вам хорошего.

Невербальная коммуникация — самый быстрый способ встретиться с ребенком, найти и собрать его внимание. Когда она еще и игровая — это начало большой дружбы, игры, душевного здоровья.
Найдите сегодня возможность поиграть — без слов, без смыслов. Просто, сделав что-то что хочется. Быть может, скорчив рожу? Или замерев в странной позе, не дыша и не моргая? Или неожиданно на просьбу ребенка кинуться бежать и спрятаться, дрожа, под подушку?) Какая игра сегодня просится из вас наружу?

А на курсе для беременных, который мы с Женей Белозеровым проводим этой осенью, будем обязательно вспоминать навыки невербальной коммуникации, играть, ворчать, ныть и хныкать. И увидим, как это связано с механизмом саморегуляции, здоровьем и возможностью получать удовольствие.

Подробности о курсе — скоро! А пока что — можно заглянуть в раздел моего блога Для беременных, погулять по Телу и Детям, — и написать в комментариях, получается ли у вас играть без слов?)

48700274